Приказ ФСТЭК № 117: как требования к защите ГИС поменяются в 2026 году

Приказ ФСТЭК № 117: как требования к защите ГИС поменяются в 2026 году
ФСТЭК России выпустила приказ № 117, который утверждает обновлённые требования к защите информации в государственных информационных системах (ГИС), а также в ИС госорганов, унитарных предприятий и учреждений. Специалисты департамента аудита и консалтинга iTPROTECT разобрались, как организациям подготовиться к новому порядку регулирования.

Документ, который вступит в силу 1 марта 2026 года, заменяет действующий с 2013 года приказ № 17 и значительно расширяет сферу своего действия. Теперь требования распространяются не только на ГИС, но и на иные ИС всех государственных органов, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий. Важно отметить, что под действие приказа попадают и организации, получающие информацию из ГИС.

Новый подход к безопасности

Документ строится вокруг системного подхода к управлению безопасностью информации. Теперь защита информации рассматривается как управляемый процесс, охватывающий весь жизненный цикл информационной системы — от её проектирования до вывода из эксплуатации.

Существенное внимание уделено организационным аспектам: каждая организация обязана разработать и утвердить политику защиты информации, назначить ответственных лиц, создать или адаптировать внутренние регламенты и стандарты. Впервые на нормативном уровне вводится обязанность регулярно оценивать уровень защищённости и зрелости процессов по защите, используя при этом показатели, рассчитанные по методикам ФСТЭК России.

Требования к отчетности

Организациям следует заранее подготовиться к увеличению административной нагрузки, уделив особое внимание процессам сбора данных, формированию отчетности и оперативному взаимодействию с регуляторами. С введением приказа возрастает объем отчетности, которую операторы ИС обязаны предоставлять ФСТЭК России:

  • оценку показателя защищенности необходимо проводить каждые полгода;
  • отчёт о результатах мониторинга событий безопасности следует предоставлять ежегодно;
  • уровень зрелости требуется оценивать каждые два года;
  • отчет по результатам проведения контроля уровня защищенности информации (нужно готовить не реже одного раза в три года или после компьютерного инцидента).
Классификация информационных систем сохраняет три класса защищённости (К1, К2, К3). Сохранение привычной классификации упрощает переход на новые требования, однако организации должны перепроверить класс защищённости своих систем с учётом уточнённых критериев.

Акцент на актуальных атаках и новых технологиях

Особое внимание в новом приказе уделено защите от распределенных атак типа «отказ в обслуживании» (DoS/DDoS), интеграции с ГосСОПКА и ЦМУ ССОП. Также документ содержит новые положения по безопасности облачной инфраструктуры, контейнерных сред и их оркестраторов, систем интернета вещей и решений на базе искусственного интеллекта. Помимо программного и аппаратного обеспечения по обнаружению и предотвращению угроз и вторжений, а также контролю защищенности и выявлению уязвимостей, мониторингу событий, должны применяться средства по контролю настроек и конфигураций информационных систем, а также средства и системы, предназначенные для автоматизации и аналитической поддержки деятельности по защите информации.

В любом случае нужно ожидать выпуска ФСТЭК России методических рекомендаций, уточняющих состав мер, — регулятор традиционно публикует разъясняющие документы. Эти рекомендации помогут организациям точнее интерпретировать требования, особенно в части новых технологий (например, ИИ или облачных сред), а также адаптировать под них существующие процессы защиты информации.

Дополнительные детали

Приказ вводит новые требования к компетенциям персонала. Организации должны обеспечить наличие квалифицированных специалистов, при этом не менее 30% работников подразделений по защите информации обязаны иметь профильное образование или пройти переподготовку.

Все аттестаты, выданные до 1 марта 2026 года, сохраняют свою юридическую силу и продолжают действовать на прежних условиях. Однако для вновь создаваемых ГИС, а также для систем, проходящих переаттестацию, будут применяться уже новые требования.

Роман Писарев, руководитель департамента консалтинга и аудита iTPROTECT:

«Переход на новый приказ № 117 сопровождается юридической коллизией, поскольку формально отсутствует переходный период. Государственные организации сталкиваются с дилеммой: тратить ли бюджет на подготовку к требованиям, которые ещё не вступили в силу, или ждать 1 марта 2026 года.

Возможные решения имеют свои ограничения. Например, можно заключить договор со сдачей работ после вступления приказа в силу, но это потребует особого подхода к формулировкам в закупочной документации. Другой вариант — провести аттестацию до марта 2026 года, однако такой аттестат, выданный по старому приказу, не гарантирует соответствия новым требованиям».

Эксперты iTPROTECT готовы провести комплексный аудит систем, подготовить необходимую документацию и успешно пройти процедуру аттестации в сжатые сроки. Своевременное обращение позволит избежать дополнительных затрат и сложностей, связанных с переходом на новые стандарты. Рекомендуем начать подготовку уже сейчас, чтобы успеть завершить все процедуры до изменения нормативной базы.
Хотите получать наши новости?
Подпишитесь
на нас в Telegram!
Рассказываем про тренды ИБ,
публикуем новости рынка, делаем мемы и разыгрываем призы
Успейте забрать выгоду
Специальные предложения
на ИБ-продукты от ведущих российских вендоров